Влияние аллергического ринита и ожирения на компонентный состав тела у детей младшего школьного возраста

АЛЛЕРГОЛОГИЯ И ИММУНОЛОГИЯ В ПЕДИАТРИИ | КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ И ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ

№ 3 (70), сентябрь 2022, стр. 45-47

Опубликована: 20.09.2022

В. В. Бекезин, А. Е. Королева, И. Н. Сергеева, Е. Н. Волкова

ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Смоленск, 214019, ул. Крупской, 28, Россия

Документ PDF
Полный текст

Введение. За последние десятилетия во всем мире отмечается стремительный рост ожирения у детей; параллельно наблюдается эпидемический рост аллергических заболеваний [1, 2]. Доказано, что ожирение является фактором риска астмы у детей и, кроме того, выделяется фенотип астмы у больных с ожирением [3]. Имеются единичные работы, посвященные изучению ожирения как фактора риска аллергического ринита, результаты которых носят противоречивый характер [3, 4, 5]. В педиатрической практике диагностика ожирения чаще всего основывается на результатах вычисления индекса массы тела, который является довольно грубым маркером, т.к. не отражает количественные характеристики жировой и безжировой массы тела, воды, уровня основного обмена и скорости метаболических процессов. Среди многочисленных методов оценки компонентного состава тела у детей следует отметить биоимпедансометрию, основанную на измерении значений электрического сопротивления тела и антропометрических данных. Метод является неинвазивным и может быть использован у детей всех возрастов [6]. В доступной нам литературе работ, посвященных изучению компонентного состава тела у детей с аллергическим ринитом и ожирением, не обнаружено.
Цель исследования: изучить особенности компонентного состава тела у детей 7–10 лет с аллергическим ринитом и ожирением (избыточной массой тела) по данным биоимпедансометрии.
Материалы и методы
В исследование было включено 90 детей в возрасте 7–10 лет (средний возраст 8,09 ± 1,4 года), из них 69 детей с аллергическим ринитом и 21 ребенок без атопических заболеваний. В соответствии с показателем % жировой массы тела (% ЖМТ) и наличием аллергического ринита (АР) все дети были разделены на 4 группы. В 1-ю группу вошли 44 ребенка с АР и ожирением (избыточной массой тела) (% ЖМТ); во 2-ю группу — 25 детей с АР и массой тела, соответствующей возрасту и полу (% ЖМТ); в 3-ю группу — 11 детей без аллергических заболеваний с ожирением (избыточной массой тела); контрольную 4-ю группу составили 10 детей первой или второй группы здоровья с нормальными показателями % ЖМТ. Врачебно-верифицированный диагноз АР основывался на клинических симптомах, данных аллерготестирования in vivo и in vitro. У исследуемых детей проведена оценка антропометрических показателей (рост, вес) с вычислением ИМТ. Всем детям была проведена биоимпедансометрия (БИМ) с определением показателей компонентного состава тела, а именно оценки жировой массы тела (ЖМТ) и безжировой массы, удельный основной обмен (УОО). Безжировую массу оценивали по следующим параметрам: определение тощей массы (ТМ, кг), активной клеточной массы (АКМ, кг), доли АКМ (%), скелетно-мышечная масса (СММ, кг), доли СММ (%), общей жидкости (ОЖ, кг), внеклеточной жидкости (ВЖ, кг). Для исследования компонентного состава тела у детей использовали биоимпедансный анализатор ABC-01 «Медас» (Medas Ltd., Moscow, Russia). Статистическая обработка результатов проводилась с применением статистического пакета программ Microsoft Excel 7.0. Для сравнения долевых показателей между группами использовали t-критерий Стьюдента. Достоверными считали результаты при уровне значимости p ≤ 0,05.

Результаты исследования
В результате проведенных исследований нами установлено, что в группах детей с АР, в зависимости от наличия или отсутствия у них ожирения (избыточной массы тела), наблюдались достоверные изменения композиционного состава тела. Эти изменения затрагивали показатели безжировой массы тела, а также общей жидкости в организме. Установлено, что у детей с АР и ожирением (избыточной массой тела) выявлено достоверное повышение жировой массы по сравнению с детьми 2-й группы (9,3 ± 3,9 по сравнению 4,02 ± 1,2; Р = 0,01), что явилось ожидаемым результатом. В то же время результаты исследования тощей массы тела у детей 1-й группы также достоверно превысили таковые у детей с АР и нормальной массой тела (25,4 ± 5,5 со сравнению с 21,7 ± 4,3; Р = 0,005). Кроме того, достоверные различия АКМ (кг) были выявлены нами у детей с АР и ожирением по сравнению с детьми 2-й группы (13,1 ± 2,9 и 11,4 ± 2,2; Р = 0,02). Следует отметить, что у всех детей с АР регистрировались низкие значения % АКМ, что может свидетельствовать о сниженной активности метаболических процессов и склонности к гиподинамии.
Установлено достоверное повышение СММ (кг) у детей 1-й группы по сравнению с детьми с АР и нормальной массой тела (12,2 ± 3,6 и 11,04 ± 2,8; Р = 0,03). В то же время не было существенной разницы при вычислении доли СММ (%) между 1-й и 2-й группами.
Повышение внеклеточной жидкости (ВЖ) выявлено нами у всех детей с АР, независимо от массы тела, по сравнению со средними показателями нормы. Однако содержание ОЖ у детей с АР зависит от наличия у них сопутствующего ожирения. Так, у детей 1-й группы ОЖ составила 18,7 ± 3,9 кг, тогда как во 2-й группе 16,1 ± 3,01 кг (Р = 0,005).
Следует отметить, что у всех детей с АР компонентный состав тела во многом зависит от наличия сопутствующего ожирения (избыточной массы тела). Это касается достоверного повышения показателей ТМ, АКМ, СММ, ОЖ по сравнению с детьми без ожирения. Исключение составляет содержание внеклеточной жидкости, повышение которой у детей с АР не зависит от массы тела.
Сравнительный анализ компонентного состава тела у детей с ожирением, как имеющих, так и не имеющих АР (гр. 1, гр. 3), показал, что достоверных различий уровня ЖМ у них не выявлено. Безжировой компонент, а именно ТМ (кг) и СММ (кг) у всех детей с ожирением превышает показатели по сравнению с контрольной группой. При этом у детей с АР (1-я гр.) регистрировались достоверно более низкие значения указанных компонентов состава тела, тогда как доля СММ (%) в 1-й и 3-й группах не различалась. У детей с ожирением, вне зависимости от наличия или отсутствия у них АР, АКМ (кг) и доля АКМ (%) существенно не различались. Показатель ОЖ в наибольшей степени повышен у детей с ожирением, не имеющих аллергической патологии (23,1 ± 3,4 и 18,7 ± 3,9; Р = 0,01). Подобные изменения выявлены при оценке ВЖ, а именно: показатель внеклеточной гидратации у детей с АР и ожирением выражен в меньшей степени, чем у детей с ожирением. Показатель УОО у всех детей, включенных в исследование, не имел достоверных отклонений.

Выводы
1. У детей с АР и ожирением (избыточной массой тела) изменения компонентного состава тела проявляются достоверным повышением показателей % ЖМТ, ЖМ, ТМ, АКМ (кг), СММ (кг), ОЖ по сравнению с детьми с АР, имеющими нормальную массу тела.
2. Впервые показано, что у детей с АР и ожирением (избыточной массой тела) в меньшей степени выражено повышение показателей безжирового компонента тела (ТМ, СММ), общей и внеклеточной жидкости по сравнению с детьми с ожирением, но без АР.

Список литературы

1. Prediction and prevention of allergic rhinitis: a birth cohort study of 20 years / L. Grabenhenrich, T. Keil, A. Reich et al. J. Allergy Clin. Immunol. 2015. Vol. 136. P. 932–940.

2. World Health Organization (2016). Global Status report on non-communicable diseases.

3. Sybilski AJ, Raciborski F, Lipiec A. Obesity — a risk factor for asthma, but not for atopic dermatitis, allergic rhinitis and sensitization//Public Health Nutrition. 2014; 18 (03): 1–7.

4. Tajima H, Pawankar R. Obesity and adiposity indicators in asthma and allergic rhinitis in children.Current Opinion in Allergy and Clinical Immunology. 2019; 1 (19): 7–11.

5. Lei Y, Yang H, Zhen L. Obesity is a risk factor for allergic rhinitis in children of Wuhan (China). Asia Pac Allergy. 2016; 6 (2): 101–104.

6. Герасимчик ОА, Гирш ЯВ. Композиционный состав тела у детей и подростков с ожирением. Педиатрия. 2019; 6 (1): 51–57.[Gerasimchik OA, Girsh YAV. Kompozicionnyj sostav tela u detej i podrostkov s ozhireniem. Pediatriya. 2019; 6 (1): 51–57. (in Russ.)]

Цитирование

Бекезин ВВ, Королева АЕ, Сергеева ИН, Волкова ЕН. Влияние аллергического ринита и ожирения на компонентный состав тела у детей младшего школьного возраста. Аллергология и иммунология в педиатрии. 2022; 3: 45–47. https://doi.org/10.53529/2500-1175-2022-3-45-47

Citation

Bekezin VV, Koroleva AE, Sergeeva IN, Volkova EN. Influence of allergic rhinitis and obesity on body composition in primary school children. Allergology and Immunology in Pediatrics. 2022;3: 45–47. (In Russ.) https://doi.org/10.53529/2500-1175-2022-3-45-47

АЛЛЕРГОЛОГИЯ И ИММУНОЛОГИЯ В ПЕДИАТРИИ