Тяжелые кожные реакции при лекарственной аллергии

Д.Ш. Мачарадзе 1, Ю.Г. Халиулин 1,2, Б.Г. Кулумбегов 3

1 Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва, Россия
2 АО «Европейский медицинский центр», г. Москва, Россия
3 Центр аллергии и иммунологии, г. Тбилиси, Республика Грузия

АЛЛЕРГОЛОГИЯ И ИММУНОЛОГИЯ В ПЕДИАТРИИ, № 1 (56), март 2019, стр. 4 — 10
DOI: 10.24411/2500-1175-2019-00001

Кожа – один из органов, наиболее часто вовлекаемых при неблагоприятных реакциях на лекарства. Большинство случаев высыпаний, вызванных приемом лекарств, по степени тяжести являются не опасными, однако пять из них представляют для жизни пациента высокий риск, вплоть до летального исхода. Их следует распознать на ранней стадии развития и быстро принять меры для предотвращения тяжелых осложнений. В статье представлен краткий обзор клинических проявлений, лечения и прогноза синдрома Стивенса-Джонсона (ССД), токсического эпидермального некролиза (TЭН) или синдрома Лайелла, синдрома гиперчувствительности с эозинофилией и системными симптомами (DRESS), острого генерализованного экзантематозного пустуллеза и булезного пемфигоида, вызванных лекарствами.

  1. Alvarado S.D., Munoz-Mendoza D., Bahna S. Highrisk drug rashes // Ann. Allergy, Asthma Immunol. 2018. doi: 10.1016/j.anai.2018.05.022
  2. Steven Johnson syndrome and toxic epidermal necrolysis in a burn unit: A 15-year experience / M. McCullough, M. Burg, E. Lin. et al. // Burns. 2017. Vol. 43. P. 200–205.
  3. Correlations between clinical patterns and causes of erythema multiformemajus, Stevens-Johnson syndrome, and toxic epidermal necrolysis: results of an international prospective study / A. Auquier-Dunant, M. Mockenhaupt, L. Naldi et al. // Arch. Dermatol. 2002. Vol. 138. P. 1019–1024.
  4. Severe cutaneous adverse drug reactions in pediatric patients: A multicenter study / D.E. Misirlioglu, H. Guvenir, S. Bahceci et al. // J. Allergy Clin. Immunol. Pract. 2017. № 5. P. 757–763.
  5. Kuyucu S., Caubet J.-C. Hypersensitivity Reactions to Antiepileptic Drugs in Children: Epidemiologic, Pathogenetic, Clinical, and Diagnostic Aspects // J. Allergy Clin. Immunol. Pract. 2018. № 6. P. 1879–1891.
  6. Successful Intravenous Immunoglobulin Treatment in Pediatric Severe DRESS Syndrome / N. Marcus, K. Smuel, N. Almog et al. // J. Allergy Clin. Immunol. Pract. 2018. № 6. P. 1238–1242.
  7. Toxic epidermal necrolysis: performance of SCORTEN and the score-based comparison of the efficacy of corticosteroid therapy and intravenous immunoglobulin combined therapy in China. / Q.Y. Zhu, L. Ma, X.Q. Luo et al. // J. Burn Care. Res. 2012. Vol. 33. P. 295–308.
  8. Retrospective review of Stevens- Johnson syndrome/toxic epidermal necrolysis treatment comparing intravenous immunoglobulin with cyclosporine / M.G. Kirchhof, M.A. Miliszewski, S. Sikora et al. // J. Am. Acad. Dermatol. 2014. Vol. 71. P. 941–947.
  9. Systemic Immunomodulating Therapies for Stevens- Johnson Syndrome and Toxic Epidermal Necrolysis: A Systematic Review and Meta-analysis / S. Zimmermann, P. Sekula, M. Venhoff et al. // JAMA Dermatol. 2017. Vol. 153. P. 514–522.
  10. SCORTEN: a Severity-of-illness Score for Toxic Epidermal Necrolysis / S. Bastuji-Garin, N. Fouchard, M. Bertocchi et al. // J. Invest. Dermatol. 2000. Vol. 115. P. 149–153.
  11. Pereira F.A., Mudgil A., Rosmarin D.M. Toxic epidermal necrolysis // J. Am. Acad. Dermatol. 2007. Vol. 56. P. 181–200.
  12. Fromowitz J., Ramos-Caro F. Flowers F.P. Practical guidelines for the management of toxic epidermal necrolysis and Stevens-Johnson syndrome // Int. J. Dermatol. 2007. Vol. 46. P. 1092–1094.
  13. Sultan Sh., Sameem F., Ashraf M. Drug reaction with eosinophilia and systemic symptoms: manifestations, treatment, and outcome in 17 patients // Int. J. Dermatol. 2015. Vol. 54. P. 537–542.
  14. Prolonged evolution of drug reaction with eosinophilia and systemic symptoms: clinical, virologic, and biological features / F. Tetart, D. Picard, B. Janela et al. // JAMA Dermatol. 2014. Vol. 150. P. 206–207.
  15. Cho Y.T., Yang C.W., Chu C.Y. Drug Reaction with Eosinophilia and Systemic Symptoms (DRESS): An Interplay among Drugs, Viruses, and Immune System // Int. J. Mol. Sci. 2017 Jun; 18(6): 1243. doi: 10.3390/ijms18061243
  16. Rapid Involution of Pustules during Topical Steroid Treatment of Acute Generalized Exanthematous Pustulosis / C. Kley, C. Murer, J.T. Maul et al. // Case Rep. Dermatol. 2017. № 9. P. 135–139.
  17. Thienvibul C., Vachiramon V., Chanprapaph K. Five- Year Retrospective Review of Acute Generalized Exanthematous Pustulosis // Dermatol. Res. Pract. 2015. 2015:260928. doi: 10.1155/2015/260928.

Мачарадзе ДШ, Халиулин ЮГ, Кулумбегов БГ. Тяжелые кожные реакции при лекарственной аллергии. Аллергология и иммунология в педиатрии. 2019;56(1):4-10. https://doi.org/10.24411/2500-1175-2019-00001

Для корреспонденции

Мачарадзе Дали Шотаевна – д.м.н., профессор ФПК МР МИ РУДН, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
e-mail: dalim_a@mail.ru.

АЛЛЕРГОЛОГИЯ И ИММУНОЛОГИЯ В ПЕДИАТРИИ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: