№ 3 (66), сентябрь 2021 г.

Статей: 5

Страниц: 48

ОБЗОР

Место антигистаминных препаратов в терапии зуда кожи детей

С.С. Масальский, Ю.С. Смолкин

Аннотация

Зуд — частая жалоба на приеме врача любой специальности. Четверть пациентов предъявляют жалобы на зуд разной этиологии. В реальной практике блокаторыH1-гистаминовых рецепторов назначаются при зуде в первую очередь. В статье рассматривается комплекс заболеваний, сопровождающийся зудом кожи. Нервно-рефлекторный характер позволяет выделить зуд локальный и системный; пруригогенный, нейропатический и психогенный. Зуд не имеет стабильного патогенеза и может провоцироваться различными состояниями, но сенсорные нейроны несут на себе опиатные и 5-HT-рецепторы, что позволяет использовать антисеротониновые препараты при ряде хронических заболеваний и при зуде, связанном с хроническими заболеваниями. При пищевой аллергии и крапивнице зуд связан с раздражением рецепторов кожи гистамином и медиаторами тучной клетки. В этих случаях антигистаминные являются препаратом выбора независимо от этиологии крапивницы. При атопическом дерматите зуд имеет сложную этиологию: трансэпидермальная потеря воды, хроническое воспаление кожи при участии многих клеток, вторичная гипериннервация кожи с формированием патологического очага в ЦНС. Это требует комплексного подхода к терапии. Ксероз преодолевается использованием эмолентов и рациональным уходом за кожей. Наличие активного процесса делает необходимым назначение топических стероидов или ингибиторов кальциневрина на срок, достаточный для полного подавления воспаления. В случае присоединения психогенного зуда могут быть рассмотрены антисеротониновые препараты, гидроксизин. БлокаторыH1-рецепторов не влияют на интенсивность высыпаний при дерматите, однако некоторые молекулыспособны снизить восприятие зуда. Хифенадин — антигистаминный препарат IIпоколения, может быть использован при необходимости терапии аллергических зудящих дерматозов. Быстрое начало действия позволяет в течение 1 часа достигать максимальной концентрации в тканях, активировать монооксидазу и разрушать гистамин непосредственно в очаге воспаления. Отсутствие седативного эффекта и широта терапевтического действия (возможность увеличивать дозу в 1,5–2 раза) делает препарат полезным для лечения проявлений пищевой аллергии и крапивницы с ангиоотеком. Двойное антигистаминное и антисеротониновое действие позволяет с успехом применять хифенадин в остром периоде атопического дерматита, особенно провоцируемого контактом с аллергеном.

Аллергия и ожирение у детей: есть ли связь?

Н.Б. Мигачева, О.В. Скворцова, Е.Г. Михайлова, Д.А. Ракчеева

Аннотация

Неуклонный рост распространенности в популяции хронических неинфекционных заболеваний, в том числе, ожирения и аллергических болезней, диктуют необходимость изучения как общих причинных факторов и механизмов их развития, так и поиска новых эффективных лечебно-профилактических стратегий. Однако результаты эпидемиологических, клинических и лабораторных исследований до настоящего времени не являются однозначными, особенно в педиатрической популяции. В настоящем обзоре приводятся и обсуждаются современные данные, которые дают возможность понять возможную взаимосвязь и механизмы взаимовлияния аллергии и ожирения у детей.

Основные аспекты иммунопатогенеза атопического дерматита у детей

А.В. Жестков, О.О. Побежимова

Аннотация

Атопический дерматит (АтД) это хроническое воспалительное заболевание кожи, которое обычно начинается в раннем детском возрасте, может продолжаться или рецидивировать в зрелом. Заболевание обусловлено генетически и является хроническим. АтД — одно из самых распространенных кожных заболеваний (от 20 до 40% в структуре кожных заболеваний), встречающееся во всех странах, у лиц обоих полов. В последние годы наблюдается прирост заболеваемости АтД во всем мире. Заболевание чаще встречается в крупных городах (реже в сельской местности). АтД существенно снижает качество жизни детей, вызывая психологический дискомфорт и нарушая их социальную адаптацию. АтД у детей является фактором риска «атопического марша» — дальнейшего последовательного развития других аллергических заболеваний: аллергического ринита, поллиноза, аллергического конъюнктивита, бронхиальной астмы. У детей с иммунодефицитом АтД может осложняться присоединением вторичной инфекции (бактериальной, вирусной, грибковой). Такой высокий уровень заболеваемости, дебют в раннем детском возрасте, зачастую непрерывно рецидивирующее течение патологического процесса, тенденция к увеличению устойчивых к традиционной терапии форм заболевания придают вопросам детализации патогенеза АтД особую актуальность. Главная роль в патогенезе АтД принадлежит клеткам иммунной системы. Цель данной статьи: систематизировать имеющуюся на сегодняшний день информацию об иммунопатогенезе АтД.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

Распространенность аллергических заболеваний среди подростков 13–14 лет города Тюмени

К.П. Кузьмичева, Е.И. Малинина, О.А. Рычкова, Л.В. Климина, А.Е. Родионова, А.В. Тетюева

Аннотация

Введение.

В настоящее время оценить распространенность бронхиальной астмы (БА) и других аллергических заболеваний, в частности атопического дерматита (АД), аллергического ринита (АР), позволяют глобальные популяционные исследования, такие как International Study of Asthma and Allergy in Childhood (ISAAC), Global Asthma Network (GAN). Трудности в эпидемиологическом надзоре, диагностике, лечении и профилактике данных нозологий испытывают большинство стран мира, а в особенности развивающиеся страны, где имеются проблемы с доступностью медицинской помощи. Благодаря функционированию программы GAN формируются терапевтические рекомендации в целях снижения глобального бремени аллергопатологии.

Цель.

Изучить распространенность клинических симптомов аллергических заболеваний у детей 13–14 лет в городе Тюмени, а также выделить основные факторы риска, способствующих их развитию.

Материалы и методы.

В 2019 году проведено кросс-секционное исследование в рамках проекта «Глобальная астма-сеть» (Global Asthma Network — GAN) на территории города Тюмени, в котором приняли участие подростки 13–14 лет, посредством заполнения стандартизированного русифицированного опросника, содержащего 48 вопросов, касающихся симптомов аллергических заболеваний и факторов окружающей среды. По результатам анализа 3007 опросников установлено, что когда-либо астмаподобные симптомы (АПС) отмечались у 19,2% респондентов, текущие АПС (тАПС) отмечались у 8,5%, врачебно-верифицированную БА имели 5,1% подростков. Распространенность тАР и текущего аллергического риноконъюнктивита (тАРК) 28,9% и 12,2%, при этом врачебно-верифицированный диагноз АР имели лишь 5,4% респондентов. У четверти респондентов отмечались симптомы АД когда-либо (25,6%), только 4,5% имели симптомы тАД, подтвержден диагноз АД врачом у 3,8%. Рост распространенности аллергических заболеваний у подростков города Тюмени был связан с плотным трафиком грузовых автомобилей и использованием парацетамола.

Заключение.

В результате анализа данных установлено, что распространенность тАПС, тАР и тАД значительно превосходит показатели официальной статистики. Зачастую у подростков с симптомами аллергического заболевания нет верного диагноза, что подтверждает низкий процент положительных ответов в отношении верификации диагноза врачом. Среди школьников 13–14 лет города Тюмени высокий процент распространенности симптомов АР, что вероятно связано с климатогеографическими особенностями и факторами окружающей среды.

Клинико-анамнестические характеристики и результаты аллергологического обследования у детей с бронхиальной астмой и аллергическим ринитом при аллергии на клещей домашней пыли

О.В. Трусова, А.В. Камаев, Н.Л. Ляшенко, И.В. Макарова

Аннотация

Клещи домашней пыли (КДП) — частая причина аллергии, однако заподозрить аллергию на клещей по анамнезу пациента не всегда легко. Цель исследования: определить клинические характеристики больных, тактику для демонстрации роли клещевой сенсибилизации в генезе заболевания у пациентов педиатрического возраста с аллергическим ринитом (АР) и бронхиальной астмой (БА) с бытовой сенсибилизацией. Материалы и методы. В исследование включено 420 пациентов, 256 мальчиков, 164 девочки, от 5 до 17,9 лет (средний возраст 8,44±3,06 года), с АР (100%) и АР в сочетании с БА (41,9%). Прик-тест на коже предплечья с водно-солевыми экстрактами (АО «Биомед», Россия) проводили и оценивали по стандартной методике. Считали пробу положительной при максимальном диаметре волдыря ≥3 мм через 15 минут после нанесения прика. Результаты. Среди пациентов, имеющих сенсибилизацию к КДП (n=268), сенсибилизация к обоим клещам выявлена в 218 случаях (81,3%), и в 139 случаях (51,9%) обнаружена полисенсибилизация к аллергенам КДП, домашней пыли и эпидермальным аллергенам (кошки, собаки). Пациенты отмечали постоянные симптомы нарушения носового дыхания и слизистой ринореи; провоцирующий фактор по анамнезу не определялся в 46% случаев. В 69,8% случаев (97 детей) по анамнезу было невозможно выделить лидирующий аллерген, так как у пациентов есть контакты с кошками, собаками, пылью и полисенсибилизация по результатам прик-тестов. Эндоназальная провокационная проба (ЭПП) с аллергенами КДП проведена у 92 детей. Положительная ЭПП получена в 83 случаях (90,2%), отрицательная в 9 случаях (9,8%). Выводы. При клещевой сенсибилизации нередко (46%) провоцирующий фактор по анамнезу не определяется. Характерна монотонная симптоматика с отсутствием явных причинных связей с аллергенами, местом нахождения и деятельностью ребенка. По частоте лидирует вариант сенсибилизации одновременно к обоим клещам D. pteronyssinus, D. farinae (81,3%), и полисенсибилизация к КДП, домашней пыли и аллергенам кошки и собаки (51,9%). ЭПП позволяет в 90% случаев показать причинную роль аллергенов КДП у полисенсибилизированных пациентов с недостаточно убедительными данными анамнеза.

АЛЛЕРГОЛОГИЯ И ИММУНОЛОГИЯ В ПЕДИАТРИИ